Принято на заседании Педагогического совета МОУ НСОШ №3
Протокол №1 От ______________ 2010 года
«Утверждаю» ________________А.А. Евлентьев Директор МОУ НСОШ №3
Приказ №_________ От __________ 2010 года ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
МОУ Нурлатская средняя общеобразовательная школа №3 г. Нурлат Нурлатского муниципального района РТ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 29, 33, 55 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.97 N 1022-Р,
2. Настоящее Положение регламентирует: - порядок обеспечения учебной литературой МОУ Нурлатская средняя общеобразовательная школа №3 г. Нурлат Нурлатского муниципального района РТ (далее – МОУ НСОШ №3);
3. Обеспечение республиканских государственных и муниципальных учреждений образования Республики Татарстан учебниками федерального и регионального перечней в соответствии с базисным учебным планом осуществляется за счет средств: - республиканского бюджета; - муниципальных бюджетов; - внебюджетных средств учреждений образования; - иных источников, не запрещенных законодательством РФ и РТ.
4. За счет средств республиканского бюджета для учреждений образования РТ приобретаются учебники, вошедшие в Бланк заказа Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее – Бланк заказа МОиН РТ), составленный на основе федерального и регионального перечней.
5. Бланк заказа МОиН РТ формируется ежегодно на основании федерального и регионального перечней с учетом: - мониторинга зависимости между результатами единого государственного экзамена и учебниками, использовавшимися в образовательном процессе; - анализа результатов срезов знаний обучающихся на всех этапах обучения; - рекомендаций ИРО РТ, разработанных на основании анализа учебников федерального и регионального перечней и результатов апробации предметных линий в образовательном процессе в учреждениях общего образования РТ.
6. Порядок приобретения учебной литературы, не входящей в Бланк заказа МОиН РТ, определяется органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями за счет субвенций, внебюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ и РТ.
7. Расходы, связанные с обеспечением учреждений общего образования республики бесплатными учебниками, не входящими в Бланк заказа МОиН РТ, несут учреждения образования и МОУО. 8. Нормативный срок использования учебников - 5 лет. Ежегодное обязательное обновление библиотечного фонда школьных учебников за счет средств республиканского бюджета составляет 24% от потребности в учебной литературе.
2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Образовательное учреждение:
2.2. Определяют выбор учебных программ и учебной литературы для организации образовательного процесса в соответствии с образовательной программой, учебным планом общеобразовательного учреждения. Согласуют сформированный комплект учебной литературы образовательного учреждения с муниципальным органом управления образованием.
2.2.2. Информируют обучающихся и их родителей о перечне учебной литературы, входящей в комплект для обучения в данном классе, о наличии ее в школьном библиотечном фонде.
2.2.3.Оказывают помощь родительскому комитету (попечительскому совету) общеобразовательного учреждения в организации работы по приобретению недостающей учебной литературы из внебюджетных средств.
2.2.4. Выявляют обучающихся из социально незащищенных слоев населения для первоочередного обеспечения учебной литературой из фонда школьной библиотеки, а именно: - дети-инвалиды; - дети, находящиеся под опекой и попечительством; - дети из многодетных семей; - дети из семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, установленного в республике.
2.2.5. Осуществляют контроль за сохранностью учебной литературы, выданной учащимся.
2.2.6. Анализируют состояние обеспеченности фонда библиотеки обще-образовательного учреждения учебной и учебно-методической литературой.
2.2.7. Проводят ежегодную инвентаризацию библиотечного фонда учебной и учебно-методической литературы.
2.2.8. Формируют заказ на учебную литературу и направляют его в МОУО и МОиН РТ. Заказ формируют на основании потребности с учетом имеющихся фондов учебников школьных библиотек.
2.2.9. Разрабатывают и утверждают нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений общего образования по обеспечению учащихся учебной литературой, в том числе за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников.
2.2.10. Осуществляют контроль за соответствием фонда учебной и учебно-методической литературы реализуемым программам и учебному плану школы.
2.2.11. Ежегодно руководитель общеобразовательного учреждения издает приказ о распределении функциональных обязанностей работников общеобразовательного учреждения по организации работы по учебному книгообеспечению.
3. О ВЫБОРЕ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
3.1. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением. 3.2. Список учебников и учебных пособий является обязательным приложением к образовательной программе общеобразовательного учреждения.
3.3. Список учебников и учебных пособий - документ, отражающий перечень программ, реализуемых общеобразовательным учреждением в текущем учебном году, и их обеспеченность учебниками и учебными пособиями. 3.4. Документ имеет следующие разделы: класс, предмет, учебная программа, наименование учебника.
3.6. Общеобразовательное учреждение вправе реализовывать любые программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ и обеспеченные учебниками из федеральных перечней при условии обеспечения льготной категории учащихся бесплатными учебниками.
3.8 При организации учебного процесса рекомендуется использовать учебники и учебныу пособия из одной предметно-методической линии (дидактической системы для начальной школы).
3.9 Руководителями общеобразовательных учреждений обеспечивается соответствие образовательных программ, реализуемых в учреждении, требованиям к содержанию образования для данного типа (вида) общеобразовательного учреждения и уровня образования.
ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Основные мероприятия Сроки 1. общеобразовательное учреждение 1.1. Учитель Анализирует необходимое количество учебников, обеспечивающих реализацию учебного плана образовательного учреждения с учетом преемственности по вертикали (преемственность обучения с 1 по 11 кл.) и горизонтали (целостность учебно-методического комплекта: программа, учебник, методическое пособие, дидактические и раздаточные материалы) в соответствии с образовательной программой школы, количеством учащихся и формирует потребность в учебной литературе по своему предмету Ноябрь - январь Следит за состоянием учебников по своему предмету Постоянно Ежегодно контролирует соответствие используемых учебников стандартам учебным программам, федеральному перечню учебных изданий В течении года Вносит предложения об утверждении на педагогическом совете ОУ перечня учебников, необходимых для реализации образовательной программы школы на следующий год ноябрь Своевременно проходит курсовую переподготовку в соответствии с заявленным УМК По мере необходимости
1.2. Классный руководитель Участвует в выдаче и приемке учебников из школьного фонда Май, июнь, сентябрь Проверяет наличие комплекта учебников у каждого учащегося класса Сентябрь, 1 раз в четверть, по мере прихода новых учащихся Информирует родителей, учащихся о перечне необходимых учебников, входящих в комплект школьника данного класса, числе учебников, имеющихся в библиотеке, ответственности родителей за сохранность учебной литературы Апрель, май, сентябрь Выявляет контингент учащихся из социально незащищенных семей и содействует обеспечению этих учащихся бесплатными учебниками из школьного фонда Май, сентябрь, по мере прихода новых учащихся
1.3. Библиотекарь Проводит анализ состояния библиотечного фонда учебников в соответствии с ежегодной потребностью общеобразовательного учреждения, с реализуемой им образовательной программой ноябрь Формирует потребность ОУ в учебниках в соответствии с федеральным и региональным перечнями, сложившимся УМК школы, составляет совместно с заместителем директора по учебной работе сводный заказ ОУ на учебники и представляет его на утверждение директору Январь, Организует прием учебной литературы, обеспечивает учет и хранение, своевременно списывает физически и морально устаревшие учебники Постоянно Готовит отчет общеобразовательного учреждения об обеспечении учебниками на новый учебный год и о поступлении учебников в библиотечный фонд в соответствии с заказом образовательного учреждения. Май, сентябрь Составляет базу данных излишних учебников, для передачи в муниципальный обменный фонд сентябрь Информирует педагогов о новинках в области учебной и учебно-методической литературы Постоянно
1.4. Заместитель директора по учебной работе Корректирует образовательную программу ОУ По мере необходимости Обеспечивает контроль за обеспечением учителями преемственности по вертикали (преемственность обучения с 1 по 11 кл.) и горизонтали (целостность учебно-методического комплекта: программа, учебник, методическое пособие, дидактические и раздаточные материалы) в соответствии с реализуемыми школой УМК Постоянно Контролирует обеспеченность учебниками в соответствии с утвержденными УМК образовательного учреждения Сентябрь, май Проводит работу по составлению перечня учебников, планируемых на следующий учебный год для реализации образовательной программы ОУ Ноябрь - январь Организует работу с педагогическим коллективом по изучению и анализу федерального и регионального перечней учебных изданий Октябрь -декабрь Контролирует соответствие реализуемого УМК школы, учебным программам, федеральному и региональному перечням учебных изданий Постоянно Формирует сводную заявку на повышение квалификации учителей по новым УМК, по изменениям, вносимым в образовательные стандарты, по использованию информационных технологий в преподавании предметаПо специальному графику
1.5. Руководитель общеобразовательного учреждения Несет ответственность за комплектование, полное использование и сохранность фонда учебной литературы, закупленной на средства республиканского бюджета по заказу общеобразовательного учрежденияПостоянно Ежегодно утверждает список учебников и учебных пособий общеобразовательного учреждения Ноябрь - январь, февраль Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу по книгообеспечению в рамках своей компетенции По мере необходимости Утверждает заказ на учебники на следующий учебный год с учетом многоканального финансирования Ноябрь - январь Защищает перед муниципальным органом управления образованием заказ на учебную литературу для закупки на средства республиканского и муниципального бюджетов Ноябрь - январь Согласовывает календарнотематическое планирование учителей предметников и его учебно-методическое сопровождение Асгуст, сентябрь Определяет пути привлечения дополнительных средств на покупку учебников. Определяет лицо, ответственное за обеспечение учебниками за счет внебюджетных средств Постоянно Организует закупку учебников за счет внебюджетных средств: - доводит информацию до родителей учеников о реальном состоянии обеспеченности учебниками; - организует необходимую работу с родителями по приобретению учебников в собственность семьи; - вносит предложения о совершенствовании нормативной базы общеобразовательного учреждения в части книгообеспечения
Январь - август
По особому плану по мере необходимости Определяет и контролирует порядок обеспечения учащихся ОУ учебной литературой, в т.ч. из малообеспеченных семей Май, июнь, сентябрь Оценивает деятельность работников ОУ по обеспечению учащихся учебной литературой, определяет меры поощрения
|