«Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ №3»г.Нурлат РТ
Евлентьев А.А.
Проект краеведческого марафона к 105 – летию города Нурлат
Выполнила Маслова Светлана Владимировна,
заведующая библиотекой МАОУ «СОШ №3»
МАОУ «СОШ №3»г.Нурлат РТ
2014 год
Паспорт проектной работы.
Название проекта: Краеведческий марафон «Нурлатские метаморфозы»
Тип проекта:
а). по доминирующей деятельности учащихся : творческо-познавательный
б). по предметному содержанию: межпредметный.
в). по продолжительности: краткосрочный.,
Проблема: низкий уровень знаний учащихся истории города и района.
Цель проекта: Патриотическое воспитание школьников на основе краеведческого материала.
Образовательная цель : развитие у читателей интереса к творческой и исследовательской работе через применение современных технологий – метод проекта.
Воспитательная цель: воспитание чувства любви к малой родине, интереса к истории своего края и краеведческой литературе.
Задачи проекта:
· ознакомление учащихся с историей образования и основными вехами становления города Нурлат;
· развитие у школьников чувства привязанности к родным местам;
· воспитание у школьников чувства причастности к истории города;
· активизация учащихся к исследовательской и поисковой работе по истории города, своей семьи;
· развитие метапредметных связей;
· совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков учащихся;
· раскрытие библиотечного фонда.
Актуальность данного проекта:
Реализация проекта способствует:
1. Возникновению у школьников мотивации к самостоятельной работе с книгой и другими печатными материалами;
2. Поиску и чтению дополнительной литературы по теме;
3. Улучшению качества знаний и развитию творческих способностей учащихся;
3. Продукт проекта имеет практическое применение в воспитательной деятельности библиотеки и школы.
Состав участников: учащиеся среднего и старшего звена общеобразовательной школы ( 5-11 классы), учителя, родители.
Режим работы: использование учебных часов по изобразитнльному искусству, истории, русской и татарской литературе (бинарные уроки); занятий дополнительного образования: классные часы, уроки нравственности.
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты):
учителя русского языка и литературы, учителя татарского языка и татарской литературы, истории, ИЗО, музыки, редакционная группа журнала “Живое слово”.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, мультимедиа проектора; фотоаппаратуры, сканера и принтера.
3. Ожидаемые результаты и предполагаемый продукт проекта:
v Приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
v Самостоятельное изучение учащимися истории Малой родины;
v Участие детей в школьных и районных олимпиадах по краеведению;
v Посещение школьниками краеведческих вечеров, краеведческих музеев школы, города;
v Создание учащимися своей родословной;
v Активизация познавательного интереса учащихся к краеведческой литературе;
v Формирование гражданской культуры личности читателя;
v Создание дидактического, наглядного материала, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных библиотечных уроков, массовых мероприятий, выполнения учащимися творческих и исследовательских работ краеведческого направления.
Содержание
1.Обоснование проекта_________________________________4
2. Пояснительная записка ____________________________________5
3. Цель и задачи_______________________________________5
4. Учебно-тематический план __________________________6
5.Содержание программы______________________________6-9
6. Формы работы_____________________________________9
7.Ожидаемые результаты реализации программы:________10
8.Возможности применения программы:________________10
9.Использованные материалы_________________________10-11
10.Приложение______________________________________12
1.Обоснование проекта
Русская пословица гласит: « Ребёнок - что тесто, как замесил, так и выросло»
Краеведческое воспитание должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примере из жизни родителей, соседей, односельчан, на событиях из истории своего села, поселка, города.
Именно благодаря погружению в прошлое своей семьи, своей малой Родины, воспитание патриотизма из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений .
Приоритетным направлением в организации внеурочной воспитательной работы в библиотеке МАОУ «СОШ №3» является краеведение и через него – воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, духовности.
Мероприятия, проводимые в стенах библиотеки содействует воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств, патриотизма, экологической культуры, здорового образа жизни. Сложившаяся практика краеведческой работы в библиотеке отражена в программе краеведческого воспитания школьников «Родная сторона». Это, прежде всего, реализация воспитательного потенциала краеведения, формирование на его основе гражданских качеств личности, чувства любви к малой Родине, ее культурному и природному богатству.
Многие годы в библиотеке собирается, систематизируется и пропагандируется краеведческий материал. Это книги познавательного характера, которые издаются в Нурлатском районе, произведения местных авторов, фотоматериалы, вырезки из районной газеты «Дружба» и т. д.
Я люблю тебя, город родной,
Уезжая, спешу вновь домой,
В тень густую твоих тополей
И в объятья родных и друзей.
Маслова С.В.
2. Введение
Город Нурлат был основан в 1909году. Началось строительство Волго –
Бугульминской железной дороги. Одной из узловых станций «нового рельсового пути», соединившего Бугульму и Симбирск решено сделать станцию Нурлат.
28 августа 1911 года по новому рельсовому пути прошёл первый поезд, и на российских картах появился новый населённый пункт – Нурлат.
За прошедшие годы Нурлат из небольшой станции превратился в город, в истории которого произошло много интересных и знаменательных событий.
Выпускники школ часто имеют очень небольшие знания по истории своего города. По окончании школы многие меняют место жительства, и своим детям не могут передать знания своей малой Родине.
В 2014 году исполнилось 105 лет с момента создания города Нурлат. Данный проект призван ознакомить учащихся школы №3 с историей города, рассказать школьникам о знаменательных событиях, истории становления и развитии города, о его известных жителях. В течение 2014 года планируется провести в библиотеке марафон мероприятий и конкурсов. Завершить год юбилея г.Нурлат планируется в декабре. Будут подведены итоги конкурсов, награждены победители. По итогам проведённой работы планируется создание презентации: «Загляните в семейный альбом» с семейными фотографиями участников конкурса и выпуск сборника стихов «Родина моя».
3. Цель: «Патриотическое воспитание школьников на основе краеведческого материала»»
4. Задачи:
· Ознакомление учащихся с историей образования и основными вехами становления города Нурлат;
· Развитие у школьников чувства привязанности к родным местам;
· Воспитание у школьников чувства причастности к истории города;
· Активизация учащихся к исследовательской и поисковой работе по истории города, своей семьи;
· Ознакомление учащихся с краеведческим фондом школьной библиотеки.
5. План-график реализации проекта
краеведческого марафона «Нурлатские метаморфозы»
1 этап: Подготовительный (сентябрь- декабрь 2013 года)
Изучение литературы по теме, разработка программы, подбор
диагностических тестов, книг.
Цель: 1 Выявление актуальности заданной темы, разработка проекта и подготовка его к реализации.
№
|
Содержание работы
|
Дата
|
Индикатор
|
1
|
Выборочное анкетирование учащихся школы на предмет выявления уровня знаний по истории города Нурлат
|
Сентябрь 2013 года
|
Результаты анкетирования качественные и количественные
|
2
|
Изучение материалов по теме в фонде библиотеки МАОУ «СОШ №3»
|
Сентябрь
2013 года
|
Картотека статей
|
3
|
Изучение Интернет-ресурсов на заданную тему
|
Октябрь
2013 года
|
Картотека Интернет-ссылок
|
4
|
Создание презентаций для мероприятий и систематизация имеющегося материала
|
Октябрь
2013 года
|
Картотека мероприятий
|
5
|
Разработка тематического плана мероприятий проекта
|
Ноябрь
2013 года
|
План мероприятий
|
6
|
Подбор литературы для дополнительного чтения школьников по теме
|
Ноябрь 2о13 года
|
Список литературы
|
7
|
Утверждение проекта на педагогическом совете МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ
|
Декабрь 2013 года
|
Выписка из протокола педсовета
|
2 этап: Основной (январь-ноябрь 2014 года)
Цель: Повышение уровня знаний школьников по теме, мотивация к изучению
и сбору семейных архивов.
План – график реализации основного этапа проекта
Аудитория, время проведения
|
Мероприятие, форма проведения
|
План мероприятия
|
Задание для самостоятельной работы
|
10 класс
январь
|
Урок у книжной выставки «Родная сторона»
|
1 Презентация «Мы разные,
но Родина у нас одна»
2 Обзор выставки
краеведческих материалов
«Туган як»
|
Дополнительно ознакомиться в читальном зале библиотеки с подборкой краеведческих материалов
|
9 класс
март
|
Урок у книжной выставки «История школы»
|
1 Презентация
«История школы»
2 Обзор материалов
выставки
«Стихи наших поэтов»
«Фото история школы»
«Выпуски школьных газет»
|
Принести школьные фотографии родителей, с целью создания презентации «Наши родители – выпускники школы №3»
|
8 класс
февраль
|
Урок у книжной выставки «Родной язык»
|
1 Стихи и песни на языках народов Нурлатского района. 2 Обзор книг нурлатских писателей. 3 Презентация «Родная сторона»
|
Прочитать книги с выставки.
|
7 класс
апрель
|
Урок у книжной выставки «Книги – ветераны библиотеки»
|
1 Беседа: «Библиотека –
ровесница школы»
2 Обзор книг – ветеранов
( с 1937 по 1950 годы)
|
Выявить самую старую книгу в домашней библиотеке и принести на выставку.
|
6 класс
сентябрь
|
Презентация книги «География Нурлатского района»
|
Беседа с автором книги Чибидиной Т.И.
|
Выполнить рисунок по теме
|
9 класс
октябрь
|
Викторина «Знатоки родного края»
|
1 Презентация
« Нурлат: день за днём»
2 Конкурс знатоков
(командная игра)
|
Ознакомиться с книгой местного автора
В. Ендирякова «История Егоркинской волости»
|
8 класс
ноябрь
|
Викторина «Их именами названы улицы нашего города»
|
1 Презентация «Улочки Нурлатские»
2 Мини-рассказ «Я живу на улице….»
|
Написать сочинение «Моя улица»
|
7 класс
май
|
Викторина «Вот и вся моя родня»
|
1 Презентация «Семейный круг»
2 Чтение стихов о членах семьи
3 Викторина «Вот и вся моя родня»
4 Игра «Засели свою планету»
|
Изготовление модели своей семьи
|
|
Викторина
|
|
|
9-11 классы
ноябрь
|
Конкурс сочинений «Участие моей семьи в истории города Нурлат»
|
1 Беседа: «Роль каждой семьи в истории Отечества»
2 Составление плана сочинения
|
Выполнение конкурсной работы
|
Учителя, родители, учащиеся
Январь-ноябрь
|
Конкурс фотографий «Загляните в семейный альбом»
|
Реклама конкурса на 1)родительском собрании, 2)совещание педагогов школы, 3)объявления на стенде 4)сайте библиотеки.
|
Принести семейное фото, с видом города, сделать небольшую аннотацию.
|
Учителя, родители, учащиеся
Январь-
ноябрь
|
Конкурс стихов «Родная сторона»
|
Конкурс авторских стихов о Нурлате, школе, семье.
|
Выполнить работу в электронном или текстовом варианте.
|
10 класс
февраль
|
Вечер толерантности «Ласкает слух и в сердце на века мелодия родного языка»
|
1 Чтение стихов поэтов Нурлатского района на русском, татарском и чувашском языках
2 Прослушивание народной музыки
3 Презентация « Мы разные, но дом у нас один»
|
Заучить стихотворение на родном языке.
|
11 класс
Сентябрь
|
Виртуальное путешествие «Нурлатские метаморфозы»
|
1 Презентация «Нурлатские метаморфозы»
2 Беседа «ВЫ- будущие строители города Нурлат»
|
Провести опрос на тему: «Участие моей семьи в истории Нурлата»
|
7 класс
май
|
Урок мужества «Нурлат в годы войны»
|
1 Презентация «Военное детство Нурлатских детей»
2 Чтение отрывков из книги Л.Воронковой «Девочка из города»
|
Провести опрос бабушек и дедушек на тему: «Нурлат в годы войны»
|
8 класс
октябрь
|
Бинарный урок «Моя родословная»
|
1 Беседа: « Мои предки»
2 Презентация «Родословная семьи Масловых»
3 Практическая работа «Как составить родословную»
|
Собрать в семейном архиве материал для составления своей родословной
|
5 класс
октябрь
|
Урок нравственности «Наши лучшие друзья – бабушки и дедушки»
|
1 Презентация «Дорогие мои старики»
2 Чтение рассказа В.Осеевой «Бабка»
3Разучивание песни «Бабушки и дедушки»
|
Выучить слова песни «Бабушки и дедушки»
|
11 класс
февраль
|
Урок мужества «Солдаты моей семьи»
|
Презентация «Солдаты моей семьи», диалог с участниками.
|
Исследовательская деятельность по сбору материала о военнослужащих семьи
|
6 класс
сентябрь
|
Классный час «Удивительные хобби наших земляков»
|
Презентация «Удивительные хобби наших земляков», реклама своего хобби
|
Предварительно подготовить рассказ о своём хобби
|
10 класс
май
|
Урок мужества «Мои предки – участники Вов»
|
Презентация «Мои предки – участники Вов», беседа
|
Собрать в семейном архиве материал о участниках ВОв
|
3 этап: Заключительный ( ноябрь- декабрь 2014года)
Цели: Подведение итогов реализации проекта краеведческого марафона «Нурлатские метаморфозы», оформление результатов, трансляция проекта.
№
|
Содержание работы
|
Дата
|
Индикатор
|
1
|
Повторное анкетирование контрольной группы учащихся
|
Декабрь 2014 года
|
Результаты анкетирования, выводы
|
2
|
Издание сборника стихов
|
Декабрь 2014 года
|
Сборник стихов «Родная сторона»
|
3
|
Создание слайд-шоу с рисунками детей
|
Ноябрь 2014 года
|
Слайд - шоу
|
|
Создание с активом библиотеки виртуального журнала , посвящённого юбилею города
|
Ноябрь 2014 года
|
Виртуальный журнал
|
4
|
Анализ выдачи краеведческой литературы за 2014 год в читальном зале библиотеки МАОУ «СОШ №3»
|
Декабрь 2012 года
|
Результаты анализа
|
5
|
Обобщение результатов проекта
|
Декабрь 2014 года
|
Презентация, текст
|
6
|
Трансляция методики для работы на районном семинаре школьным библиотекарям
|
Январь 2015 года
|
Доклад, презентация
|
7
|
Публикация результатов на сайте школы и библиотеки
|
Январь 2015 года
|
Адрес сайтов:
http://maslova.ucoz/ru
|
6. Формы работы
Беседы у книжной выставки.
В библиотеке две постоянно действующие выставки «Родная сторона» и «История школы». Это фотографии, газетный и журнальный материал, книги. Благодаря проекту ресурсы выставки были прорекламированы и в 2014 году востребованность выставок выросла на 50%.
Викторины
Викторины способствуют закреплению знаний учащихся по заданной теме, повторению ранее усвоенных знаний. Все викторины выполнены в виде презентаций это зрелищно и познавательно.
Мероприятия
В программу включены массовые мероприятий для среднего и старшего школьного возраста. Они разнообразны по содержанию и формам проведения. Это уроки нравственности и уроки мужества, громкие чтения с остановками, бинарные уроки, уроки – презентации. На дом даются задания, которые отмечаются положительными оценками по предметам, грамотами и призами.
Конкурсы Они призваны активизировать самостояельную деятельность учащихся.
Наглядные формы работы Это выставки литературы, краеведческих материалов, выставка творческих работ, стенды
Исследовательские работы читателей
Школьники должны знать историю своего города. Участие в проекте поможет им изучить историю своей семьи, школы и города.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта:
v Приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
v Самостоятельное изучение учащимися истории Малой родины;
v Участие детей в школьных и районных олимпиадах по краеведению;
v Посещение школьниками краеведческих вечеров, краеведческих музеев школы, города;
v Создание учащимися своей родословной.
8. Возможности применения проекта:
А) учителем истории при планировании уроков по предмету «История Татарстана»;
Б) руководителем краеведческого кружка;
В) классным руководителем во внеурочной деятельности;
Г) библиотекарем при планировании мероприятий краеведческого направления.
9. Результативность
- Издание детских исследовательских работ по краеведению;
- Выявление уровня роста краеведческих знаний учащихся путём анкетирования;
- Издание сборника стихов: «Я Нурлат родной люблю и стихи ему дарю»;
- Организация выставки рисунков «Нурлат юбилейный;
- Создание презентации с фотографиями прошлого Нурлата;
- Пополнение картотеки массовых мероприятий;
- Пополнение фонда краеведческой литературы
- Издание рекомендательных списков краеведческой литературы.
9. ЛИТЕРАТУРА:
1. Батырлар китабы. Книга героев.- Казань: Татарское книжное издательство,2000.- 388с. ил.
2. Гиматдиновы. Воспоминания. Очерки. Фотографии: Документально – публицистическое иллюстрированное издание на русском и татарском языках/ Под общ. Ред. Доктора исторических наук Д.Р. Шарафутдинова.- Казань: Рухият, 2009.- 344с.: ил.
3. Гордость земли Нурлатской. Вспомним годы фронтовые/ Под ред. И.М. Галяутдинова.- Самара: ООО «Творческая мастерская «Данглис», 2005.-432с., ил.
4. Ендиряков В.А. История Егоркинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии (с середины 17 века до 1930 года): Учебное пособие для изучения курса «Историческое краеведение».- Елабуга: Елабужский Государственный педагогический институт, 19994.-88с.
5. Жизнь с видом на стройку. Азат Ишкинеев: школа созидания.- Казань: «Идел-Пресс», 2008.-232с.
6. Ислаев Ф.Г. Методические рекомендации к курсу «Я и моя родословная»/ Ф.Г. Ислаев, А.Г. Муртазина, А.М. Прокофьев.- Казань: Магариф, 2009.-63с.
7. Нурлат. Время перемен: Иллюстрированное издание.- Казань: Идель-Пресс, 2004.-78с., фотоилл.
8. Память.- Казань: Татарское книжное издательство, 1997.-625с., фотогр.
9. Созвездие Нурлат:Сборник стихов Нурлатских авторов.- Казань: «Идел – Пресс», 2006.-352с.
10. Чибидина – Пинина Т.И. География Нурлатского района: Учебное пособие для 8-9 классов.- Дмитровград: Посад «Мелекесс», 2001.- 71с., фотоил.
Подборки материалов из периодической печати (папки):
1. История Нурлатского района : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 40с.
2. Их именами названы улицы нашего города. Воины – интернационалисты Нурлатского района : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 8с.
3. Знаменитые земляки. Известные люди Нурлатского района и г.Нурлат : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 8с.
4. Нурлатский район вчера, сегодня, завтра: Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 24 с.
5. Нурлатский район в республиканской прессе: Статьи из журналов «Идель», «Майдан»,»Татарстан».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 30с.
6. Улочки Нурлатские. Информация о людях, именами которых названы улицы города : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 6 с.
- Рецензия
Рецензия
на проект краеведческого марафона «Нурлатские метаморфозы»,
посвящённая 105 – летию образования г.Нурлат
Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данный проект, составленный заведующей библиотекой МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ Масловой Светланой Владимировной содействует
воспитанию творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Проект рассчитан на 2014 год. Это цикл мероприятий, объёмом 17 часов, направленных на краеведческое воспитание школьников 5-11 классов.
Проект составлен методически грамотно, доступно освящены все разделы, темы и содержание проекта, составлена схема проведения занятия, поставлены цели, задачи и тематический план на весь год обучения.
Уникальность проекта заключается в том, что в процессе проведения мероприятий школьники узнают историю становления города Нурлат, имена его знаменитых жителей, постараются изучить родословную своей семьи, познакомятся с краеведческим фондом школьной библиотеки, поучаствуют в общешкольных конкурсах и многое другое. В проект включены мероприятия и конкурсы, в которых примут участие школьники, педагоги и родители.
Предложенный проект является существенным вкладом в область
методических разработок по краеведческому образованию детей. Значительное преимущество проекта — в ее ориентированность на детское восприятие. В проекте присутствуют задания для самостоятельного творчества школьников.
Образовательно-воспитательный эффект данного проекта находит
свое подтверждение в том, что учащиеся будут привлечены к поисковой деятельности, связанной с изучением истории родного города и своей семьи.
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории Климакова Л.Н.
МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ
2014 год
|