Понедельник
29.04.2024
00:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Школьная библиотека МАОУ СОШ №3 г. Нурлат РТ
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [31]

Поиск

Гимназия
Аватары и анимация на GIFr.ru

Главная » Файлы » Мои файлы

проект краеведческого марафона
06.01.2015, 11:10

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №3»г.Нурлат РТ

Евлентьев А.А.

 

      

Проект краеведческого марафона к 105 – летию города Нурлат

 

 

 

 

Выполнила Маслова Светлана Владимировна,

заведующая библиотекой МАОУ «СОШ №3»

 

 

МАОУ «СОШ №3»г.Нурлат РТ

2014 год

 

Паспорт проектной работы.

Название проекта:  Краеведческий марафон «Нурлатские метаморфозы»

Тип проекта:

а). по доминирующей деятельности учащихся : творческо-познавательный

б). по предметному содержанию: межпредметный.

в). по продолжительности: краткосрочный.,

Проблема: низкий уровень знаний учащихся  истории города и района.

Цель проекта: Патриотическое воспитание школьников на основе краеведческого материала.

Образовательная цель : развитие у читателей интереса к творческой и исследовательской работе через применение современных технологий – метод проекта.

Воспитательная цель: воспитание чувства любви к малой родине,  интереса к истории своего края и краеведческой литературе.

Задачи проекта:

·        ознакомление  учащихся с историей образования и основными вехами становления города Нурлат;

·        развитие у школьников чувства привязанности к родным местам;

·        воспитание у школьников чувства причастности к истории города;

·        активизация учащихся к исследовательской и поисковой работе по истории города, своей семьи;

·        развитие метапредметных связей;

·        совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков учащихся;

·        раскрытие библиотечного фонда.

 

Актуальность данного проекта:

                  Реализация  проекта  способствует:

1. Возникновению  у школьников мотивации к самостоятельной работе с книгой и  другими печатными материалами;

2.  Поиску и чтению дополнительной литературы по теме;

3. Улучшению качества знаний и развитию творческих способностей учащихся;

3. Продукт проекта имеет практическое применение в воспитательной деятельности библиотеки и школы.

Состав участников: учащиеся  среднего и старшего звена общеобразовательной школы ( 5-11 классы), учителя, родители.

Режим работы:  использование учебных часов по изобразитнльному искусству, истории,  русской и татарской литературе (бинарные уроки); занятий дополнительного образования: классные часы, уроки нравственности.

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты):

учителя русского языка и литературы, учителя татарского языка и татарской литературы, истории, ИЗО, музыки, редакционная группа журнала “Живое слово”.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, мультимедиа проектора; фотоаппаратуры, сканера и принтера.

3. Ожидаемые результаты и предполагаемый продукт проекта:

v Приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

v Самостоятельное изучение учащимися истории Малой родины;

v Участие детей в школьных и районных олимпиадах по краеведению;

v Посещение школьниками краеведческих вечеров,  краеведческих музеев школы, города;

v Создание учащимися своей родословной;

v Активизация познавательного интереса учащихся к краеведческой литературе;

v Формирование гражданской культуры личности читателя;

v Создание дидактического, наглядного материала, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных библиотечных уроков, массовых мероприятий, выполнения учащимися творческих и исследовательских работ краеведческого направления.

 

 

Содержание

 

1.Обоснование проекта_________________________________4 

 2. Пояснительная записка    ____________________________________5 

3.  Цель и задачи_______________________________________5

4. Учебно-тематический план __________________________6

5.Содержание программы______________________________6-9

 

6. Формы работы_____________________________________9

7.Ожидаемые результаты реализации программы:________10

8.Возможности применения программы:________________10

9.Использованные материалы_________________________10-11

10.Приложение______________________________________12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обоснование проекта                                                       

 

      Русская пословица гласит: « Ребёнок - что тесто, как замесил, так и выросло»

      Краеведческое воспитание должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примере из жизни родителей, соседей, односельчан, на событиях из истории своего села, поселка, города.          

      Именно благодаря погружению в прошлое своей семьи, своей малой Родины, воспитание патриотизма из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений .

      Приоритетным направлением в организации внеурочной воспитательной работы в библиотеке МАОУ «СОШ №3»  является краеведение и через него – воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, духовности.

        Мероприятия, проводимые в стенах библиотеки содействует воспитанию у школьников  высоких духовно-нравственных качеств, патриотизма, экологической культуры, здорового образа жизни. Сложившаяся практика краеведческой работы в библиотеке отражена в программе краеведческого воспитания  школьников «Родная сторона». Это, прежде всего, реализация  воспитательного потенциала краеведения, формирование на его основе гражданских качеств личности, чувства любви к малой  Родине, ее культурному и природному богатству.

      Многие годы в библиотеке собирается, систематизируется и пропагандируется краеведческий материал. Это книги познавательного характера, которые издаются в Нурлатском районе, произведения местных авторов, фотоматериалы, вырезки из районной газеты «Дружба» и т. д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Я люблю тебя, город родной,

Уезжая, спешу вновь домой,

                                             В тень густую твоих тополей

                                            И в объятья родных и друзей.

                                                                                     Маслова С.В.

2. Введение

 

     Город Нурлат  был основан в 1909году. Началось строительство Волго – 
 Бугульминской железной дороги. Одной из узловых  станций «нового рельсового пути», соединившего  Бугульму и Симбирск решено сделать станцию Нурлат.

   28 августа 1911 года по новому рельсовому пути прошёл первый поезд, и на российских картах   появился новый населённый пункт – Нурлат.

   За прошедшие годы Нурлат из небольшой станции превратился в город, в истории которого произошло много интересных и знаменательных событий.

   Выпускники школ часто имеют очень небольшие знания по истории своего города. По окончании школы многие  меняют место жительства, и своим детям не могут передать знания  своей малой Родине.

    В 2014 году исполнилось  105 лет с момента создания города Нурлат.   Данный проект  призван ознакомить учащихся школы №3 с историей  города, рассказать школьникам о знаменательных событиях, истории становления и развитии города, о его известных жителях. В течение 2014 года планируется провести в библиотеке марафон мероприятий и конкурсов. Завершить год юбилея г.Нурлат планируется в декабре. Будут подведены итоги конкурсов, награждены  победители. По итогам проведённой работы планируется создание презентации: «Загляните в семейный альбом» с семейными фотографиями участников конкурса и выпуск  сборника стихов  «Родина моя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Цель:  «Патриотическое воспитание школьников на основе краеведческого материала»»

4. Задачи:

 

·        Ознакомление  учащихся с историей образования и основными вехами становления города Нурлат;

·        Развитие у школьников чувства привязанности к родным местам;

·        Воспитание у школьников чувства причастности к истории города;

·        Активизация учащихся к исследовательской и поисковой работе по истории города, своей семьи;

·        Ознакомление  учащихся с краеведческим фондом школьной библиотеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   План-график реализации проекта 

       краеведческого  марафона  «Нурлатские метаморфозы»

 

1 этап:  Подготовительный   (сентябрь- декабрь 2013 года)

             Изучение литературы по теме, разработка программы, подбор

             диагностических тестов, книг.

Цель:  1 Выявление актуальности  заданной темы, разработка проекта и подготовка его к реализации.

 

              Содержание работы

      Дата

    Индикатор

1

Выборочное анкетирование учащихся школы на предмет выявления уровня знаний по истории города Нурлат

Сентябрь 2013 года

Результаты анкетирования качественные и количественные

2

Изучение материалов по теме в фонде библиотеки МАОУ «СОШ №3»

Сентябрь

2013 года

Картотека статей

3

Изучение  Интернет-ресурсов на заданную тему

Октябрь

2013 года

Картотека Интернет-ссылок

4

Создание презентаций для мероприятий и систематизация имеющегося материала

Октябрь

2013 года

Картотека мероприятий

5

Разработка тематического плана мероприятий проекта

Ноябрь

2013 года

План мероприятий

6

Подбор литературы для дополнительного  чтения школьников по теме

Ноябрь 2о13 года

Список литературы

7

Утверждение проекта на педагогическом совете МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ

Декабрь 2013 года

Выписка из протокола педсовета

 

 

 

 

2 этап:  Основной  (январь-ноябрь 2014 года)

Цель: Повышение уровня знаний школьников по теме, мотивация к изучению  

           и сбору семейных архивов.

       План – график реализации основного этапа проекта

Аудитория,   время проведения

Мероприятие, форма проведения

План мероприятия

Задание для самостоятельной работы

10 класс

январь

Урок у книжной выставки       «Родная сторона»

1 Презентация «Мы разные,   

   но Родина у нас одна»

2 Обзор выставки    

   краеведческих материалов

   «Туган як»

Дополнительно ознакомиться в читальном зале библиотеки с подборкой краеведческих материалов

9 класс

март

Урок у книжной выставки     «История  школы»

1 Презентация

   «История школы»

2 Обзор материалов   

   выставки

«Стихи наших поэтов»

«Фото история школы»

«Выпуски школьных газет»

Принести  школьные фотографии родителей, с целью создания презентации «Наши родители – выпускники школы №3»

8 класс

февраль

Урок у книжной выставки      «Родной язык»

 

1 Стихи и песни на языках           народов Нурлатского района. 2 Обзор книг нурлатских       писателей.                               3 Презентация «Родная     сторона»                                                                                                   

Прочитать книги с выставки.

7 класс

апрель

Урок у книжной выставки       «Книги – ветераны библиотеки»

 

1 Беседа: «Библиотека –    

   ровесница школы»

2 Обзор книг – ветеранов             

   ( с 1937 по 1950 годы)

Выявить самую старую книгу в домашней библиотеке и принести на выставку.

6 класс

сентябрь

Презентация книги «География Нурлатского района»

 

Беседа с автором книги Чибидиной Т.И.

Выполнить рисунок по теме

9 класс

октябрь

Викторина   «Знатоки       родного края»

 

1 Презентация

   « Нурлат: день за днём»

2 Конкурс знатоков  

  (командная игра)

Ознакомиться с книгой местного автора

В. Ендирякова «История Егоркинской волости»

8 класс

ноябрь

Викторина           «Их именами названы улицы нашего города»

 

1 Презентация «Улочки           Нурлатские»

2 Мини-рассказ «Я живу на улице….»

Написать  сочинение       «Моя улица»

7 класс

май

Викторина          «Вот и вся моя родня»

 

1 Презентация «Семейный круг»

2 Чтение стихов о членах семьи

3 Викторина «Вот и вся моя родня»

4 Игра «Засели свою планету»

Изготовление модели своей семьи

 

Викторина

 

 

9-11 классы

ноябрь

Конкурс сочинений «Участие моей семьи в истории города Нурлат»

1 Беседа: «Роль каждой   семьи в истории Отечества»

2 Составление плана сочинения

Выполнение конкурсной работы

Учителя, родители, учащиеся

Январь-ноябрь

Конкурс фотографий «Загляните в семейный альбом»

 

Реклама конкурса на   1)родительском собрании, 2)совещание педагогов школы,                         3)объявления на стенде                        4)сайте библиотеки.

Принести семейное фото, с видом города, сделать небольшую аннотацию.

Учителя, родители, учащиеся

Январь-

ноябрь

Конкурс стихов «Родная сторона»

 

Конкурс авторских стихов о Нурлате, школе, семье.

Выполнить работу в электронном или текстовом варианте.

10 класс

февраль

Вечер толерантности  «Ласкает слух и             в сердце на века мелодия родного языка»

 

1 Чтение стихов поэтов Нурлатского района на русском, татарском и  чувашском языках

2 Прослушивание народной музыки

3 Презентация « Мы разные, но дом у нас один»

Заучить стихотворение на родном языке.

11 класс

Сентябрь

Виртуальное путешествие   «Нурлатские метаморфозы»

 

1 Презентация «Нурлатские метаморфозы»

2 Беседа «ВЫ- будущие строители города Нурлат»

Провести опрос на тему: «Участие моей  семьи в истории Нурлата»

7 класс

май

 

Урок мужества   «Нурлат в годы войны»

1 Презентация «Военное детство Нурлатских детей»

2  Чтение отрывков из книги Л.Воронковой «Девочка из города»

Провести опрос бабушек и дедушек на тему: «Нурлат в годы войны»

8 класс

октябрь

Бинарный урок   «Моя родословная»

 

1 Беседа: « Мои предки»

2 Презентация «Родословная семьи Масловых»

3 Практическая работа «Как составить родословную»

Собрать в семейном архиве материал для составления своей родословной

5 класс

октябрь

Урок нравственности  «Наши лучшие друзья – бабушки и дедушки»

 

1 Презентация «Дорогие мои старики»

2 Чтение рассказа В.Осеевой «Бабка»

3Разучивание песни «Бабушки и дедушки»

Выучить слова песни «Бабушки и дедушки»

11 класс

февраль

Урок мужества «Солдаты моей семьи»

 

Презентация «Солдаты моей семьи», диалог с участниками.

Исследовательская деятельность по сбору материала о военнослужащих семьи

6 класс

сентябрь

Классный час   «Удивительные хобби наших земляков»

Презентация «Удивительные хобби наших земляков», реклама своего хобби

Предварительно подготовить рассказ о своём хобби

10 класс

май

Урок мужества   «Мои предки – участники Вов»

 

Презентация «Мои предки – участники Вов», беседа

Собрать в семейном архиве материал о участниках ВОв

 

 

 

 

3 этап:  Заключительный ( ноябрь- декабрь 2014года)

 Цели: Подведение итогов реализации проекта краеведческого марафона «Нурлатские метаморфозы», оформление результатов, трансляция проекта.

              Содержание работы

      Дата

    Индикатор

1

Повторное  анкетирование контрольной группы учащихся

Декабрь 2014 года

      Результаты анкетирования, выводы

2

Издание сборника стихов

Декабрь  2014  года

Сборник  стихов «Родная сторона»

3

Создание слайд-шоу с рисунками детей

Ноябрь  2014 года

Слайд - шоу

 

Создание с активом библиотеки виртуального журнала , посвящённого юбилею города

Ноябрь 2014 года

Виртуальный журнал

4

Анализ выдачи краеведческой литературы за 2014 год в читальном зале библиотеки МАОУ «СОШ №3»

Декабрь 2012 года

Результаты анализа

5

Обобщение результатов проекта

Декабрь  2014 года

Презентация, текст

6

Трансляция методики для работы  на районном семинаре школьным библиотекарям

 Январь 2015 года

Доклад, презентация

7

Публикация результатов на сайте школы и библиотеки

Январь 2015 года

Адрес сайтов:

http://maslova.ucoz/ru

 

 

 

 

 

 

 

6.     Формы работы

Беседы у книжной выставки.

 В библиотеке две постоянно действующие выставки «Родная сторона» и  «История школы».  Это фотографии, газетный и журнальный материал, книги. Благодаря проекту ресурсы выставки были прорекламированы и в 2014 году востребованность выставок выросла на 50%.

Викторины

Викторины способствуют закреплению знаний учащихся по заданной теме, повторению ранее усвоенных знаний. Все викторины  выполнены в виде презентаций  это  зрелищно и познавательно.

Мероприятия

В программу включены   массовые мероприятий для среднего и старшего школьного возраста. Они разнообразны по содержанию и  формам проведения. Это уроки нравственности и уроки мужества, громкие чтения с остановками, бинарные уроки, уроки – презентации. На дом даются задания, которые отмечаются положительными оценками по предметам, грамотами и призами.

Конкурсы Они призваны активизировать самостояельную деятельность учащихся.

Наглядные формы работы Это выставки литературы, краеведческих материалов, выставка творческих работ, стенды

Исследовательские работы читателей

Школьники должны знать историю своего города. Участие в проекте поможет им изучить историю своей семьи, школы и города.

7.     Ожидаемые результаты реализации проекта:

v Приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

v Самостоятельное изучение учащимися истории Малой родины;

v Участие детей в школьных и районных олимпиадах по краеведению;

v Посещение школьниками краеведческих вечеров,  краеведческих музеев школы, города;

v Создание учащимися своей родословной.

8.     Возможности применения проекта:

А)  учителем истории при планировании уроков по предмету «История Татарстана»;

Б) руководителем краеведческого кружка;

В)  классным руководителем во внеурочной деятельности;

Г)  библиотекарем при планировании мероприятий краеведческого направления.

9. Результативность

  • Издание детских исследовательских работ по краеведению;
  • Выявление уровня роста краеведческих знаний учащихся путём анкетирования;
  • Издание сборника стихов: «Я Нурлат родной люблю и стихи ему дарю»;
  • Организация выставки  рисунков «Нурлат юбилейный;
  • Создание презентации с фотографиями прошлого Нурлата;
  • Пополнение картотеки массовых мероприятий;
  • Пополнение фонда краеведческой литературы
  • Издание рекомендательных списков краеведческой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.     ЛИТЕРАТУРА:

 

1.      Батырлар китабы. Книга героев.- Казань: Татарское книжное  издательство,2000.-  388с. ил.

2.      Гиматдиновы. Воспоминания. Очерки. Фотографии: Документально –  публицистическое иллюстрированное издание на русском и татарском языках/ Под общ. Ред. Доктора исторических наук Д.Р. Шарафутдинова.- Казань: Рухият, 2009.- 344с.: ил.

3.     Гордость земли Нурлатской. Вспомним годы фронтовые/ Под ред. И.М. Галяутдинова.- Самара: ООО «Творческая мастерская «Данглис», 2005.-432с., ил.

4.    Ендиряков В.А. История Егоркинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии (с середины 17 века до 1930 года): Учебное пособие для изучения курса «Историческое краеведение».- Елабуга: Елабужский Государственный педагогический институт, 19994.-88с.

5.     Жизнь с видом на стройку. Азат Ишкинеев: школа созидания.- Казань: «Идел-Пресс», 2008.-232с.

6.    Ислаев Ф.Г. Методические рекомендации к курсу «Я и моя родословная»/ Ф.Г.  Ислаев, А.Г. Муртазина, А.М. Прокофьев.- Казань: Магариф, 2009.-63с.

 

7.    Нурлат. Время перемен: Иллюстрированное издание.- Казань: Идель-Пресс, 2004.-78с., фотоилл. 

 

8.     Память.- Казань: Татарское книжное издательство, 1997.-625с., фотогр.

9.     Созвездие Нурлат:Сборник стихов Нурлатских авторов.- Казань: «Идел – Пресс», 2006.-352с.

10.   Чибидина – Пинина Т.И. География Нурлатского района: Учебное пособие для 8-9 классов.- Дмитровград: Посад «Мелекесс», 2001.- 71с., фотоил.

          Подборки материалов из периодической печати (папки):

1.  История Нурлатского района : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»:  библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 40с.

2.  Их именами названы улицы нашего города. Воины – интернационалисты Нурлатского района : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»:  библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 8с.

3.  Знаменитые земляки. Известные люди Нурлатского района и г.Нурлат : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»:  библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 8с.

4.  Нурлатский район вчера, сегодня, завтра: Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»:  библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 24 с.

5.  Нурлатский район в республиканской прессе: Статьи из журналов «Идель», «Майдан»,»Татарстан».- Выставка «Родная сторона»:  библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 30с.

6.  Улочки Нурлатские. Информация о людях, именами которых названы улицы города : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»:  библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 6 с.

  

 

  1. Рецензия

Рецензия

на проект краеведческого марафона «Нурлатские метаморфозы»,

посвящённая  105 – летию образования г.Нурлат

 

        Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.  Внеурочная деятельность  является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.

        Данный проект, составленный  заведующей библиотекой МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ Масловой Светланой Владимировной содействует

 воспитанию творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
    Проект рассчитан на 2014 год. Это цикл  мероприятий, объёмом 17 часов, направленных на  краеведческое воспитание школьников 5-11 классов.     

    Проект составлен методически грамотно, доступно освящены все разделы, темы и содержание проекта, составлена схема проведения занятия, поставлены цели, задачи и тематический план на весь  год обучения.
    Уникальность проекта заключается в том, что в процессе проведения мероприятий школьники узнают историю становления города Нурлат,  имена его знаменитых жителей, постараются изучить родословную своей семьи, познакомятся с краеведческим фондом школьной библиотеки, поучаствуют в общешкольных конкурсах и  многое другое. В проект включены  мероприятия и конкурсы, в которых примут участие школьники, педагоги и  родители.

    Предложенный проект является существенным вкладом в область
методических разработок по краеведческому образованию детей. Значительное преимущество проекта — в ее ориентированность на детское восприятие.  В проекте присутствуют задания  для самостоятельного творчества школьников.


    Образовательно-воспитательный эффект данного проекта находит
свое подтверждение в том, что учащиеся будут привлечены к поисковой деятельности, связанной с изучением истории родного города и своей семьи.


Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории                                                   Климакова Л.Н.

МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ

2014 год

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: библиотека
Просмотров: 653 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz